payalnik88 2 077 Жалоба Опубликовано 1 августа, 2014 (изменено) Данная статья посвящена работе системы зарядки мотоциклов/квадроциклов/скутеров/снегоходов/гидроциклов и прочей мототехники с генератором типа «магнето» на постоянных магнитах. Статья написана на примере мотоцикла, с генератором на постоянных магнитах, обмоткой генератора, состоящей из трёх фаз, соединённых треугольником, реле зарядки и аккумулятором. Примером такого мотоцикла может быть Honda CBR, Yamaha TTR, Suzuki Bandit, Kawasaki Ninja и большое множество других мотоциклов. Статья применима к любому агрегату имеющему «мотоциклетную» систему зарядки. Функционально система зарядки состоит из-Генератора;-Реле зарядки;-Аккумулятора (иногда вместо аккумулятора в схеме установлен электролитический конденсатор высокой ёмкости, пример — Honda CR250R 1998').-Проводка, соединяющие блоки. Генератор Генератор состоит из ротора и статора. Ротор — вращающаяся часть. Представляет собой «стакан» в стенках которого установлены магниты. Ротор вращается с зазором вокруг неподвижной части генератора — статором. Статор состоит из электротехнической листовой стали, из которой набран якорь. Поверх намотаны обмотки. Чаще всего якорь имеет 18 лучей, на которых уложено 3 обмотки. Обмотки соединены звездой или треугольником. Разница в том, что при коммутации звездой можно «выжать» из генератора большее напряжение при меньшем токе, а при коммутации треугольником — больший ток при меньшем напряжение на равных оборотах. При перемотке следует повторять оригинальную намотку, сечение провода, коммутацию, так как данный тип генератора рассчитан по своим характеристикам на данный тип намотки. Если вы изменяете коммутацию, то должны хорошо представлять зачем вы это делаете, и понимать возможные последствия. Чаще всего генератор имеет 3 выхода. Именно этот тип и будет рассматривать далее. Генератор с 2 выводами(встречается на скутерах) отличается лишь количеством обмоток (она там одна) и немного другой схемой реле зарядки. Диагностика 1. Короткое замыкание на корпус. Выводы генератора должны иметь высокое (мегаомы) сопротивление относительно корпуса. Проверяется мультиметром. Выставляем в режим прозвонки и соединяем один щуп с корпусом мотоцикла, а второй по очереди на выводы генератора. Мультиметр не должен издавать звуковой сигнал. При соединении двух щупов вместе — мультиметр должен пищать. Если имеется пробой на корпус — генератор неисправен. Необходима перемотка (либо устранение короткого замыкания, если проблема, например, в пережатом проводе). 2. Сопротивление обмоток. Сопротивление обмоток составляет 0,2..0,9 Ом. Измерить его можно только с помощью миллиомметра, обычный мультиметр не позволяет измерить сопротивление с достаточной точностью. Но им можно в принципе оценить работоспособность обмоток. Для этого выставляем переключатель на мультиметре в режим с пределом 200 Ом, замыкаем щупы, запоминаем показания, дальше подключаем щупы к двум выводам генератора и вычитаем показания для короткозамкнутых щупов из данных показаний. Производим замер для всех трёх пар обмоток. Отклонение в два раза (так как измерение производится на границе собственной ошибки мультиметра) и более — признак неисправности. 3. Напряжение холостого хода на генераторе. Отключаем реле зарядки от генератора и бортовой сети мотоцикла. Заводим двигатель. Лучше если он будет прогрет, чтобы обороты двигателя не плавали. Двигатель должен работать на холостом ходу. Измеряем напряжение на выходах генератора в режиме измерения переменного напряжения AC V предел 200 Вольт. На всех парах обмоток напряжение должно быть одинаковым в пределах 10%. Так же рекомендуется поднять обороты двигателя до 3000..4000 и снова измерить напряжение на выходах генератора. Отклонение между напряжениями должно быть не больше 10%. Если напряжения различаются больше допуска, это означает, что в генераторе есть неисправность. Либо это межвитковое замыкание, либо намотка(в случае ремонта) изготовлена неверно (неправильная коммутация, либо различное количество витков). В случае подозрения на проблемы в обмотке рекомендуется осмотреть генератор визуально. Межвитковое замыкание является активным поглотителем энергии магнитного поля, короткозамкнутый виток разогревается докрасна. Лак на такой катушке обгорает и проблемные катушки обычно видно невооружённым глазом. Так же следует оценить механическую целостность катушек, выводов. Необходимо осмотреть ротор генератора. Магниты, если они открыты, должны быть расположены на равномерном расстоянии друг от друга, не иметь сколов. При попытке пошевелить рукой не должны отслаиваться от корпуса ротора.В случае обгорания лака на катушках необходимо сменить масло в двигателе и заменить масляный фильтр, так как генератор омывается маслом и лаковый нагар с маслом попадает в маслосистему. В первую очередь забивает масляный фильтр. Реле зарядки Имеет пять выводов. Три подключаются к генератору, два к бортовой сети 14В. Состоит из двух функциональных блоков. -Выпрямитель; -Шунтирующая схема. Выпрямитель — трехфазный диодный мост по схеме Ларионова. Шунтирующая схема — ключи, замыкающие обмотки в момент повышения выходного напряжения выше нормы. Внимание! Мотоциклетное реле зарядки работает именно так! Когда напряжение на генераторе повышается выше заданного значения, специальный ключ замыкает обмотку, тем самым ограничивает напряжение на выходе. При этом энергия выделяется в этом самом ключе, в генераторе и диодном мосту. Генератор работает всегда на максимуме своей мощности. Если мы не забираем ток в бортовую сеть мотоцикла, например на освещение, он всё равно забирается с генератора и течёт через ключ. Из-за этого нет смысла «ездить без света, чтобы не нагружать генератор». Пока вы не дадите нагрузку выше допустимой для генератора(обычно это 250..400Ватт) для генератора ничего не изменится. Он будет отдавать весь «возможный» ток в реле зарядки. При превышение допустимой нагрузки генератор будет неспособен выработать достаточно напряжения, возникнет просадка напряжения. Скорее всего перегорит центральный предохранитель бортовой сети. Зато, если вы выключаете свет, на реле зарядки начинает выделяться больше тепловой энергии! Если ваш мотоцикл не имеет кнопки отключения света, а вы принудительно отключили лампу, ваше реле зарядки будет, возможно, работать в режиме превышающем допустимые мощностные характеристики. Как следствие может быть выход из стоя шунтирующего блока. Диагностика 1. Общая диагностика работы. Всё электрооборудование находится в штатном режиме. Подключаем мультиметр щупами к аккумулятору в режиме измерения постоянного напряжения V DC на пределе 20 В. Заводим двигатель. На холостых оборотах напряжение должно подняться до 13,8..14.4 Вольт. Показания мультиметра будут несильно изменяться. Поднимаем обороты двигателя. Показания падают до 13.3..13.8 Вольт. Включение-выключение фары показания изменяет не больше чем на 10%. Возможные неисправности: Напряжение не поднимается выше 12 Вольт на холостых оборотах. При повышении оборотов напряжение растёт до 13.8. Причина скорее всего в обрыве в цепи одной из фаз. Это может быть как отгоревшая фазовая обмотка, так и разрыв в цепи генератор-реле зарядки. Чаще всего выгорает контакт в разъёме, находящимся после генератора. Очень часто этот разъём замаслен. Масло выдавливает через провода из генератора. Обычно при нарушении одного из контактов в этом разъёме выходит из строя реле зарядки. При работе от двух фаз повышается нагрузка на оставшиеся в работе детали. Напряжение поднимается выше 15 Вольт при повышении оборотов. Причина в сгоревшем ключе (возможно не одном) в шунтирующем блоке. Диагностика диодного моста В реле зарядки прямыми измерениями можно установить только неисправность с диодном мосту. Неисправность шунтирующего блока можно установить лишь косвенно. Методика описана ранее. Для проверки диодного моста мультиметр переключаем в режим проверки диодов, красный щуп подключаем к минусовому(!) выводу реле, а чёрный подключаем поочерёдно к фазным выводам. Мультиметр будет показывать падение напряжения на диодах. После подключаем чёрный щуп к плюсовому(!) выводу реле, а красный — поочерёдно к фазным выводам. Получаем шесть значений падения напряжения. Они должны отличаться не более чем на 20%. При падении напряжения 0В, либо отсутствии падения (на мультиметре «1.» в самом левом регистре)диодный мост считается неисправным. Аккумулятор Недопустимо отключать аккумулятор на рабочем двигателе! Реле зарядки не будет корректно работать при отключении аккумулятора. Возможно повышение напряжения, вследствии отсутствия его ограничения до 300В и выгорание электронных блоков зажигания, инжектора. Напряжение на аккумуляторе на выключенном мотоцикле. Должно быть выше 12В. При напряжении ниже 12В стартер скорее всего не способен будет прокрутить двигатель. Гелевые аккумуляторы не допускают глубокого разряда. После они не восстанавливаются. На холостых видно моргание фары. При повышении оборотов яркость фары становится меньше, чем во время импульсов моргания, но горит постоянно. Причина скорее всего в потере ёмкости аккумулятором. Он перестал фильтровать пульсации. Требует замены в ближайшем будущем. Частая неисправность «осыпание пластин». Обычно происходит после наезда на крупную кочку на дороге либо другом ударе. По факту пропадает контакт в цепи внутри аккумулятора. Мотоцикл не заводится. Всё что способен аккумулятор — разжечь фару, либо вообще не подаёт признаков жизни. Напряжения на выходе с аккумулятора — 0 Вольт. Требует замены. Проводка Провода должны быть целыми. Не допускаются соединения типа "скрутка". В случае необходимости наращивания проводов соединение должно выполняться пайкой. Толщина провода должна быть не меньше толщины оригинальных проводов. В проводах текут токи значительной величины, часто они работают в предельных режимах работы. Во многих мотоциклах нормой является перегрев проводов с генератора. Разъёмы в цепи от генератора к реле зарядки.Диагностика разъёмов от генератора к реле зарядки. Необходимо визуально осмотреть разъёмы. На контактах не должно быть следов окислов, не допускается температурная побежалость металла, изменение цвета. Разъём должен быть чистым, в месте контакта просматриваться металлический блеск. Пластиковые детали разъёма должны не иметь температурной деформации. Любая малейшая неисправность разъёма сказывается на сроке службы реле зарядки. У многих мотоциклов есть проблема с выдавливанием масла под изоляцией проводов в разъём. Обнаруживается по сильному замасливанию разъёма на проводах, выходящих с генератора. Само по себе масло является диэлектриком, и даже предотвращает коррозию. Но пыль налипающая на масло вместе с влагой делает своё дело. Разъём приходит в негодность, контакт ухудшается и как следствие выгорает реле зарядки.При необходимости разъём следует вырезать и соединить провода пайкой. Изоляция проводов.Необходимо осмотреть изоляцию проводов. Изоляция не должна иметь трещин, провод должен сохранять гибкость, изоляция не должна иметь следов температурного спекания. Центральный предохранитель.Диагностика центрального предохранителя производится аналогично разъёмам. Внимание!При пайке следует пользоваться только нейтральными флюсами! Кислотосодержащий флюс, конечно, позволит облудить провода гораздо быстрее, но впоследствии кислота вместе с влагой разрушит провод и получится медвежья услуга.Лично я пользуюсь китайским гель-флюсом BAKU. Выглядит как мёд. Предназначен для BGA монтажа, безотмывочный(нейтральный).Так же важно пользоваться хорошим припоем. Я использую Radiel-fondam Sn62Pb36Ag2Так же рекомендую к прочтению ГОСТ 23586-96.pdfГОСТ 23587-96.pdfГОСТ 23592-96.pdfВ этих документах содержится информация как качественно выполнить надёжный монтаж, правильно паять. (с) payalnik88 Изменено 1 августа, 2014 пользователем payalnik88 6 Каждому - своё. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
maxsrt 64 Жалоба Опубликовано 1 августа, 2014 садитесь "5!" :) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Лёхха 188 Жалоба Опубликовано 1 августа, 2014 Паяльник- Молодца!!! :bi: Скопировал-сохранил. Каждая подпись мечтает стать автографом! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
pashockz 136 Жалоба Опубликовано 1 августа, 2014 под Honda CB 750 не подойдет?где-то встречал, что у моего типа автомобильной, так? Смотрю куда еду, еду куда смотрю Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
payalnik88 2 077 Жалоба Опубликовано 1 августа, 2014 под Honda CB 750 не подойдет?где-то встречал, что у моего типа автомобильной, так?Насколько я знаю у CB750 автомобильный генератор.Там несколько другая схема. Можно сделать, но схема будет иная. Каждому - своё. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
GunSmith 239 Жалоба Опубликовано 1 августа, 2014 Так же важно пользоваться хорошим припоем. Я использую Radiel-fondam Sn62Pb36Ag2 А где ты его взял? Фирма эта вроде кончилась... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
payalnik88 2 077 Жалоба Опубликовано 2 августа, 2014 А где ты его взял? Фирма эта вроде кончилась...Им со мной расплатились за осциллограф. Ребята были из газпрома. )) Каждому - своё. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
okatep 125 Жалоба Опубликовано 7 августа, 2014 Так же важно пользоваться хорошим припоем. Я использую Radiel-fondam Sn62Pb36Ag2ПОС60 или ПОС61 или ПОС63, впринципе тоже самое только без серебра, норм будет? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
payalnik88 2 077 Жалоба Опубликовано 7 августа, 2014 (изменено) ПОС60 или ПОС61 или ПОС63, впринципе тоже самое только без серебра, норм будет?Можно. Лучше только медносодержащие. Они вибрации лучше держат. Изменено 7 августа, 2014 пользователем payalnik88 Каждому - своё. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Гришка 699 Жалоба Опубликовано 7 августа, 2014 Лучше только медносодержащие. Они вибрации лучше держат. медно-фосфорный припой от холодильщиков подойдёт?) 600 град температура плавления) я строг но справедлив. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Знахарь 1 379 Жалоба Опубликовано 7 августа, 2014 Если я правильно понял-смена штатной лампы в фаре головного света (35вт) на 60вт не может быть причиной того,что я уже 2 раза утром не мог завести мот с кнопки и приходилось дрыгать киком? Я имею в виду-повышение мощности лампы аккумулятор не просаживает? С кика,кстати,тоже заводится не сразу. Минут 5 отдай и не греши. Генератор с 2 выводами(встречается на скутерах) На моём моцике именно такой. Дурака учить что мёртвого лечить. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
АнатоличЪ 5 113 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Я не понял, Паяльник не может решить проблему с помощью паяльника? Или Пиупиу глаза залепила? 1 Когда в человека кидаешь грязь, помни, что до него она может не долететь.А на твоих руках останется... Мотошкола - Обучение на категорию А (А1) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
okatep 125 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Если я правильно понял-смена штатной лампы в фаре головного света (35вт) на 60вт не может быть причиной того,что я уже 2 раза утром не мог завести мот с кнопки и приходилось дрыгать киком? Я имею в виду-повышение мощности лампы аккумулятор не просаживает? С кика,кстати,тоже заводится не сразу. Минут 5 отдай и не греши.очень советую обратиться к мануалу на мопед и узнать какой мощности генератор. Незря наверно туда на 35 ставили лампу.Ещё очень простой тест: вернуть всё взад (лампу старую вкрутить) и выяснить, в самом деле ли от лампы зависит, то как быстро он заведётся или нет. Прозреваю, что не в лампе дело. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Знахарь 1 379 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 (изменено) очень советую обратиться к мануалу на мопед и узнать какой мощности генератор. Незря наверно туда на 35 ставили лампу.Ещё очень простой тест: вернуть всё взад (лампу старую вкрутить) и выяснить, в самом деле ли от лампы зависит, то как быстро он заведётся или нет. Прозреваю, что не в лампе дело.Мануал смотрел и даже читал. ) Реплика ёбрика,значит и начинка похожа. У ёбра генератор выдаёт 130вт. Заводится он без проблем,если со включенной фарой на холостых долго не гонять. Просто хочется раз и навсегда исключить возможные косяки,ну и света добавить тоже надо. 60вт головного мало однако! .......Ну разве что би-ксенон воткнуть?! Изменено 9 августа, 2014 пользователем Знахарь Дурака учить что мёртвого лечить. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
okatep 125 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Я не понял, Паяльник не может решить проблему с помощью паяльника? Или Пиупиу глаза залепила?конечно вопрос не ко мне. Но иногда между "могу", "хочу" и "собираюсь сделать" настолько большие пропасти, что просто в дикий восторг приводит совпадение множества факторов и нужных обстоятельств для воплощения чего-либо :ab: Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Знахарь 1 379 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Мне главное выяснить,можно ли генератор поменять на другой и если да,то на какие изначально смотреть. Ну и по релюхам тоже-какую и где брать. А дальше я сам разберусь. Дурака учить что мёртвого лечить. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
payalnik88 2 077 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Ставь светодиодные лампы. Вон как у Гришки. Если лампа вместе со всей остальной электрикой будет превышать мощность генератора, то аккум заряжаться не будет ессно. Я не понял, Паяльник не может решить проблему с помощью паяльника? Или Пиупиу глаза залепила?Какую проблему? У меня проблем нет)Пиупиу я уже давно не видел. Даже на работу устроился) Каждому - своё. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Genixoid 1 926 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Я не понял, Паяльник не может решить проблему с помощью паяльника?Пытки запретили ж... Choppers Clan Saratov, Originals Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
okatep 125 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Мануал смотрел и даже читал. ) Реплика ёбрика,значит и начинка похожа. У ёбра генератор выдаёт 130вт. Заводится он без проблем,если со включенной фарой на холостых долго не гонять. Просто хочется раз и навсегда исключить возможные косяки,ну и света добавить тоже надо. 60вт головного мало однако! .......Ну разве что би-ксенон воткнуть?!вот кстати не факт, что оно соответсует ёбру.если света мало, но сразу фару нормальную надо, а не мощность лампы повышать. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Знахарь 1 379 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Ставь светодиодные лампы. Вон как у Гришки. Как у Гришки не вариант-у меня в фаре места мало для егошних (диода) радиаторов. Но в сторону диодов смотрю. Если лампа вместе со всей остальной электрикой будет превышать мощность генератора, то аккум заряжаться не будет ессно. Вот и оно-то,что вроде 60 головной + 20 сзади,плюс иногда поворотники и тормоза. Подсветка приборки тоже плюс,но там мощи мало-не критично. Так-то даже меньше максимальной мощности,если я ничего не путаю. вот кстати не факт, что оно соответсует ёбру. х.з. на вид одно и то же. Дурака учить что мёртвого лечить. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
okatep 125 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Вот и оно-то,что вроде 60 головной + 20 сзади,плюс иногда поворотники и тормоза. Подсветка приборки тоже плюс,но там мощи мало-не критично. Так-то даже меньше максимальной мощности,если я ничего не путаю. х.з. на вид одно и то же. на вид. А на вкус? Сопротивление обмоток например сравнить бысуть в том, что всё уже спроектировано впритык (иначе незадействованая мощь лишь в нагрев пойдёт). Лишних пару десятков Вт нетуесть лишь колхозный рецепт, как получить лишних десяток Вт (а посути перераспределить). Втыкаешь в панельку светодиодные штуки, вместо 3W лампочек. Ещё можно в поворотнички тоже светодиодные лампы воткнуть, но надо озаботиться, чтоб их видно было, тут труднее. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Знахарь 1 379 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 суть в том, что всё уже спроектировано впритык (иначе незадействованая мощь лишь в нагрев пойдёт). Лишних пару десятков Вт нету Если я правильно понял-мощность генератора специально рассчитана на конкретное энергопотребление? Т.е. добавить свет или,скажем,поставить музыку-х.з. получится безболезненно или нет. Так? Дурака учить что мёртвого лечить. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
okatep 125 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Если я правильно понял-мощность генератора специально рассчитана на конкретное энергопотребление? Т.е. добавить свет или,скажем,поставить музыку-х.з. получится безболезненно или нет. Так? да, вся мощь впритык рассчитана. Т.е. свет/задний, поворотники, приборка.Лишних десятка-другого Вт нету.Лампочки в приборке - считаю полным маразмом, нормальных светодиодов там бы хватило (хотя бы честных 0.5Вт или даже 1Вт, вместо 3-5Вт лапмочек.) Вот тут можно десяточек Вт поиметь.Поворотнки опаснее, т.к. оранжевые светодиодные лампы условно "дорогие", а остальных цветов будут сильно резаться светофильтром (если поворотники такие), и днём их неувидишь, рисковать этим ненужно. Тоже самое и для стопаря, красный светодиод нужен. Тогда как раз ещё поимеешь десяточек Вт с поворотничков. Вот и всё. Как раз наверно хватит, чтоб более мощную фару осиливать.впринципе безболезненно да. Просто мотору будет труднее генератор крутить))) А большую мощность с генератора снять неполучится, бо всё упрётся в физические ограничения его конструкции (толщина проводов, кол-во витков и прочие затыки).у меня вот в мопедике генератор на 150Вт, честный, 3-х фазный уже. И фары (ближняя и дальняя) уже изначально по 55Вт идут. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Знахарь 1 379 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 А большую мощность с генератора снять неполучится, бо всё упрётся в физические ограничения его конструкции (толщина проводов, кол-во витков и прочие затыки). Дык перемотать же ж можно? Или геморно? Дурака учить что мёртвого лечить. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
okatep 125 Жалоба Опубликовано 9 августа, 2014 Дык перемотать же ж можно? Или геморно? :bj: дык всё впритык же рассчитано. Толще провод может элементарно невлезть в нужном кол-ве витков, кустарно фиг намотаешь как следует. Рядом где-то история узбека проскакивала про намотку http://moto64.ru/topic10192.html/page-3#entry258470 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты